Первые полтора года учебы в политехническом институте студенты нашей группы совмещали с работой на электромеханическом заводе: 4 дня вечерние занятия, один день полностью учебный. Много времени требовала подготовка домашних заданий, особенно графических материалов по начертательной геометрии, конспектов первоисточников по истории КПСС. Меня выручала подготовка, которую я получил в техникуме. Мне еще не исполнилось 18 лет, поэтому рабочий день у меня был сокращенный. Успевал не только выполнять все задания, но и помогать ребятам, у которых был длительный перерыв в учебе.
Периодически по воскресеньям для совместных занятий меня приглашал к себе домой сокурсник (его отец работал начальником производства авиационного завода, семья проживала в большой благоустроенной квартире на левом берегу). Я не отказывался. Во-первых, кроме занятий, можно было слушать записи на кассетном магнитофоне (я такое видел впервые) ранних песен Булата Окуджавы и других бардов, во-вторых, в доме накрывался воскресный обед, меня также приглашали к столу (самостоятельная студенческая жизнь быстро приучила никогда не отказываться от возможности вкусно и хорошо поесть).
В субботу у всех был сокращенный рабочий день, как пелось в популярной песне: «Суббота, суббота, хороший вечерок». Этот хороший вечерок я проводил в студенческом клубе. Меня, помимо чтения стихов, привлекали к ведению концертов. Раз в две недели организовывали танцевальные вечера. Девушек в политехе училось немного. Комитет комсомола (меня выдвинули в культмассовый сектор) приглашал представительниц педагогического и технологического институтов.
Популярным был КВН. В межвузовском финале игры команду политехнического института обычно побеждала команда строительного. Внутри института шла своя борьба между факультетами, пальму первенства держал авиационный факультет. Нашему электротехническому требовалось новое пополнение, новичками стали студенты моей группы.
С домашним заданием «Ни в зуб» (научный институт выравнивания заусенцев у болтов) и исполнением танца «маленьких лебедей», лежа на столах, мы впервые заняли второе место после авиационного факультета.
После успешного выступления в конкурсе КВН на зимние каникулы нам организовали экскурсию в Ленинградский политехнический институт. В поезде накрыли, как сейчас говорят, поляну и просидели до утра с рассказами и анекдотами, целый день до отправления Ленинградского поезда мотались по Москве. Проголодавшись, решили пойти в какой-нибудь ресторан, но опытные товарищи убедили, что в дорожной одежде нас в приличный ресторан не пустят и предложили пообедать в «Поплавке» (кораблик-ресторан на Москве-реке). Условия там демократичные, и мы так хорошо провели время, что перед отъездом решились поплавать в бассейне под открытым небом (бассейн располагался на месте Храма Христа Спасителя, восстановленного в настоящее время). В Ленинграде наряду с посещением лабораторий вуза, в общежитии которого мы жили, Эрмитажа и музеев, удалось достать билеты на спектакль А. Райкина. Это был один из ранних спектаклей, и в монологах еще не было той глубины и тоски, которыми характеризовались последующие представления, но такого неудержимого хохота всего зала я больше никогда не наблюдал. Попали на концерт Э. Пьехи и оркестра под управлением Эдди Рознера.
Перед отъездом устроили прощальный ужин, после которого группа ребят решила на спор доставать в прыжке плафон в коридоре общежития. Молодой аспирант сильно разбежался и неудачно задел плафон, который упал ему на голову.
На обратном пути оказались в одном вагоне со студентками из Челябинского пединститута. Федоров попытался завязать с ними знакомство, используя плоские шутки. Девушкам это надоело, в наступившей тишине во время остановки поезда раздался громкий женский голос: «Вам плафон на голову не падал?», прозвучал ответ: «А как вы догадались? Падал!». Вагон взорвался от смеха, особенно наша компания. Контакт был установлен, и вскоре организовали совместный ужин. Отсутствие других пассажиров позволила нам громко смеяться, петь. Мы исполняли «Как-то по проспекту с Манькой я гулял…»; заканчивая воронежской фразой: «И на Фридриха Энгельса я дурочку найду» (на этой улице располагается общежитие университета). Девушки пели услышанную в Ленинграде студенческую песню «Там, где Аничкин мост…», которая хорошо запомнилась и быстро вошла в репертуар.
На первом курсе я жил на квартире, частный дом находился недалеко от завода на крутом спуске к реке. Мы снимали комнату в пристройке, как тогда писали в объявлениях, со всеми удобствами на дворе. Самое напряженное время – утро, через проходную завода надо пройти до восьми часов утра. Когда уже оказывался на рабочем месте, начинал приходить в себя. Я работал слесарем-сборщиком в цехе сборки микроэлектродвигателей. К студентам рабочие относились хорошо, так как при распределении бригадных средств мы не претендовали на премиальную оплату, а работали в полную силу. Заработок в 120 рублей нас устраивал. Начальник цеха за неделю до окончания месяца проводил собрание, свою речь всегда начинал словами: «Если мы не выполнили план, то страну поставим на колени перед угрозами американского империализма» (цех выпускал продукцию оборонного характера). Назначали работы сверхурочно, в последнюю ночь месяца закрывали план, и начальник цеха разрешал без шума отмечать это событие.
В техникуме я уже встречался с понятием автоматический регулятор, теперь собирал и настраивал микроэлектродвигатели с центробежным регулятором, подробно исследованным русским ученым И. А. Вышнеградским. А в наше время автоматическое регулирование объема записей в информационных блоках – один из механизмов функционирования технологии блокчейна.
Справочная информация:
Иван Алексеевич Вышнеградский родился 20 декабря 1831 г. в Вышнем Волочке Тверской губернии в семье священника. В 1843 г. он поступил в Тверскую духовную семинарию, а через три года переехал в Петербург и поступил на физико-математический факультет Главного педагогического института. В 1851 г. окончил с серебряной медалью педагогический институт и по рекомендации Остроградского стал преподавателем математики 2-го Петербургского кадетского корпуса. В это время под руководством Остроградского он систематически изучал математику и аналитическую механику.
В 1854 г. защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию «О движении системы материальных точек, определяемой полными дифференциальными уравнениями» и стал преподавать математику в Михайловском артиллерийском училище (с 1855 г. -академия).
В 1862 г. Вышнеградский становится профессором Петербургского технологического института, в 1865 г. – профессором практической механики Михайловского артиллерийской академии. С 1875 г. Вышнеградский - директор Петербургского технологического института.
В 1876-1877 гг. им были опубликованы основные работы «Об общей теории регуляторов» (1876 г.) и «О регуляторах прямого действия» (1877 г.), посвященные обобщению опыта эксплуатации наиболее распространенных в XIX в. статических регуляторов прямого действия для паровых машин и созданию методики расчета такого рода автоматических регуляторов.
При определении условий устойчивости системы центробежный регулятор – паровая машина Вышнеградский упростил задачу путем ее линеаризации, отбросив все нелинейности, в том числе кулоновское трение в муфте и сочленениях регулятора. В последующей работе (1878 г.) Вышнеградский впервые отчетливо показал роль трения в системе регулирования хода паровой машины, сформулировав свои выводы в виде тезиса о катаракте: «без катаракта нет регулятора».
Для исследования зависимости динамических свойств системы от ее параметров Вышнеградским был разработан график разбиения плоскости параметров системы, известный в настоящее время под названием «диаграммы Вышнеградского».
И.А. Вышнеградский поставил задачу о качестве процесса регулирования и построил общую схему решения задач синтеза автоматических регуляторов на основе метода последовательных приближений.
Вышнеградский впервые установил связь между заданными техническими требованиями и распределением корней характеристического уравнения и указал на необходимость перехода от параметров и коэффициентов, использованных в предварительном теоретическом расчете, к реальным физическим параметрам системы.
Работы Вышнеградского, обобщившего практический опыт эксплуатации центробежных регуляторов прямого действия паровых машин, заложили основы линеаризованной теории автоматического регулирования, решили насущные проблемы практики регулирования того времени и дали методику расчета устойчивых регуляторов.
В период с 1897 по1892 И.А. Вышнеградский, будучи министром финансов Российской империи и используя свои представления о регулировании, провел ряд серьезных реформ, которые привели к бездефицитному бюджету и обеспечили устойчивость денежной системы государства. Конечно, он и не предполагал, что его теоретические идеи послужат одним из истоков совершенно другой платежной системы криптовалют.
выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию.